Почему бывший эсэсовец дожил спокойно до 100 лет и его никто не привлекал к ответственности в ГДР?
Таким вопросом задались журналисты немецкого таблоида Bild, в ходе судебного процесса над 101-летним бывшим охранником концлагеря Йозефом С.
На прошлой неделе суд постановил вызвать в качестве свидетеля 62-летнюю дочь подсудимого Биргит С. Оказалось, что дочь человека, которого обвиняют в причастности к нацистским преступлениям и уничтожению более 3,5 тысяч заключенных, выиграла золото на Олимпийских играх 1980 года. Соответственно перед выездом за границу, она проходила проверку Службы государственной безопасности.
Так почему же Штази пощадила охранника концлагеря? Ведь секретной полиции ГДР было очень хорошо известно о прошлом отца Биргит С. Перед тем, как выехать из страны не только спортсменку, а и всю её семью проверяли на предмет благонадежности.
«Об отце командировочной стало известно, что он принадлежал к гвардейскому батальону СС Заксенхаузен с 1941 по 1945 год и имел звание роттенфюрера», - цитирует издание документы Штази. И утверждает, что секретная полиция ГДР классифицировала эту информацию как «оперативно значимый фактор».
В отчете о проверке будущей олимпийской чемпионки по гребле от октября 1979 года офицер Штази написал о её родителях: «Оба работают на заводе по производству сжиженного нефтяного газа в Рогасене. Отец работает трактористом и выполняет свою работу добросовестно». У семьи был автомобиль« Шкода », они также работали в поле и держали мелкий скот. Йозеф С. беспартийный, член добровольной пожарной команды и не имеет негативного политического отношения к ГДР.
По данным досье, он «активно участвовал в политических переговорах и дискуссиях» с тех пор, как его дочь стала членом Народной полиции как спортсменка из ГДР.
В Штази также отметили, что у бывшего эсэсовца «низкий уровень образования. По характеру он вспыльчив, но уже успокоился».
Эксперт по архивам документов Штази Генри рассказал, что в 1974 году ведомство идентифицировало 284 гражданина ГДР как бывших членов группы безопасности в концлагере Заксенхаузен.
И объяснил почему Штази была снисходительна к нацистским преступникам: «Ни один из подозреваемых не был привлечен к ответственности и осужден в ГДР. Такие процессы противоречили бы официальному представлению ГДР об антифашистском государстве, и утверждениям о том, что нацистские преступники десятилетиями спокойно живут на Западе».