Сконструированный миграционный кризис: Чего добивается Лукашенко?
«Создается впечатление, что Лукашенко пользуется своего рода справочником Эрдогана», - заявил российский журналист Дмитрий Навоща в интервью «Радио Свобода».
«В конце концов, Эрдоган не безуспешно шантажировал Европу большим количеством сирийских, курдских и иракских беженцев. Хотя ситуация с Эрдоганом имела естественное происхождение, когда в разгар к нему пришел миллион сирийцев. Лукашенко искусственно выстраивает эту модель, "- поясняет Навоща.
«Он увеличивает количество рейсов из стран Ближнего Востока и даже из Африки, отменяя визовый режим для Беларуси в отношении этих стран, чтобы люди могли свободно въезжать. Фактически, он строит большое туристическое агентство», - объясняет журналист. По его данным, чтобы попасть в Европу люди платят белорусским посредникам от 2600 до 10 000 евро, чтобы попасть в Европу.
«Нет никаких сомнений в том, что кризис является искусственным от начала до конца, что контроль над этим миграционным кризисом централизован, что он контролируется из единого центра, очевидно, самим Лукашенко», - уверен журналист -один из самых ярких критиков Лукашенко в России после массовых протестов в августе 2020 года.
Политолог Леонид Радзиховский также разделяет эту оценку. «Лукашенко начинает атаку руками мигрантов. На мой взгляд, его цель очень очевидна: ЕС, Польша, Литва и центральные органы Евросоюза должны сесть с ним за стол переговоров», - пояснил эксперт.
Но почему для Лукашенко так важно снова начать переговоры с ЕС? «С одной стороны, такие переговоры сами по себе были бы признанием режима Лукашенко легитимным», - сказал Радзиховский в интервью «Радио Свобода».
Сам белорусский президент мог бы тогда сказать: «Ты объявил меня диктатором, черт с рогами, и, в конце концов, ты ведешь переговоры со МНОЙ, не с Тихановской, не с Петровской, а со мной.», - объясняет политолог. И все, что до этого делали на Западе или говорили водночасье перестанет иметь значение".
С другой стороны, Лукашенко может использовать эти переговоры, чтобы избавиться от некоторых проблем. Он может потребовать отмены определенных санкций и взамен предложить остановить поток миграции. Или попросить денег на размещение мигрантов, а затем потратите их на что-то совсем другое. «Это явно цели Лукашенко, других у него не может быть», - объясняет Радзиховский.
С октября 2020 года ЕС постепенно вводит ограничительные меры в отношении Беларуси. Эти меры были приняты в ответ на фальсифицированные президентские выборы в августе 2020 года, а также на репрессии против оппозиции и критиков.
В настоящее время в отношении 166 человек и 15 организаций применяются ограничительные меры, включая замораживание активов как для частных лиц, так и для организаций. А также запрет на поездки, включая самого Лукашенко и его сына.
Есть и строгие экономические санкции. Европейское воздушное пространство закрыто для белорусских самолетов. Авиалайнеры из ЕС вынуждены облетать Беларусь. В результате режим в Минске лишился платы за пролет. Не поступают и миллиарды помощи, в том числе для защиты границ. Белорусская экономика находится в глубоком кризисе.
Лукашенко срочно нужны деньги. Москва неоднократно предоставляла ему многомиллиардные ссуды. Но в долгосрочной перспективе этого будет недостаточно, тем более что долги Лукашенко перед Путиным уже солидные. Даже если они зависят друг от друга, их бывшие партнерские отношения давно пошатнулись, - считает Радзиховский.
Но что произойдет, если диктатор не добьется своего? «К сожалению, я ожидаю худшего», - говорит журналист Навоща. «Лукашенко в этой ситуации абсолютно несдержан». Наблюдатели опасаются, что Лукашенко «костьми ляжет» на границе.