Застрявшие на границе - обращение Польши с нелегальными мигрантами
Небольшая сине-серая палатка за большими военными грузовиками. Больше ничего не видно из группы афганских беженцев, застрявших на границе Польши с Беларусью возле села Уснарж Горный почти три недели назад.
Польская полиция за 200 метров оцепила их лагерь на краю леса. Солдаты и грузовики загораживают обзор. Михал Штек стоит на грязном лугу у кордона и смотрит в бинокль. На опушке леса рядом с военными машинами появился беженец. "Это Мохаммед. Может быть, он хочет нам что-то сказать", - рассуждает он.
34-летний эколог входит в группу польских волонтеров. Они выступают за то, чтобы их страна разрешила афганцам просить убежище. По рации Штек приглашает переводчика. Каролина Зиеба говорит на языке дари, общение с группой на ничейной земле происходит с помощью мегафона, ручных сигналов и иногда письменных знаков.
«Мы знаем, что все 32 человека - из Афганистана. Некоторые из них работали там на международные организации", - рассказывает пресс-секретарь гуманитарной организации "Ocalenie" ("Спасение") Калина Чварног, - «Холодная и влажная погода сказывается на здоровье беженцев, которые пьют воду из реки. Многие жалуются на жар, рвоту и диарею. Но пограничники не пропустили к ним даже машину скорой помощи».
Правительство в Варшаве говорит о "гибридной войне". Оно рассчитывает на беспощадность - в отношении Лукашенко и мигрантов. "Решение проблемы людей, пытающихся проникнуть на территорию Польши, заключается в том, чтобы не пускать их", - заявил на прошлой неделе глава правительства Матеуш Моравецкий, говоря о ситуации в Уснарж Горном.
Еще в 2015 году Польша, наряду с другими странами Центрально-Восточной Европы, отказалась принимать людей из кризисных регионов, ищущих защиты. В этом отношении мало что изменилось. За первые шесть месяцев 2021 года Польша одобрила 391 заявление о предоставлении убежища, 282 из них - поступили от выходцев из Беларуси.
Польша хочет защитить себя забором от беженцев, которых соседнее государство с авторитарным режимом пропускает на запад. В деревне Зубжица Велька, расположенной всего в восьми километрах от Уснарж Горный, солдаты уже начали строительные работы. Протяженность границы Польши с Беларусью, которая также является внешней границей ЕС, составляет 418 километров.
Уснарж Горный, сонная деревня с деревянными домами, колодцем и гнездом аиста, неожиданно оказалась в центре внимания из-за драмы вокруг афганцев. "Здесь, в деревнях, беженцы переходят границу каждую ночь. Они заглядывают в окна, стучат, просят еды. Один из них недавно попросил моего двоюродного брата вызвать полицию", - рассказывает 49-летний Славомир Слома, родители которого живут неподалеку.
Пожилые люди боятся беженцев, подозревая в них преступников. Сам он выступает за оказание гуманитарной помощи группе, находящейся в лесу. Но впускать их - лучше не надо. "Они должны понять, что это все уловки Лукашенко", - говорит Слома.
Католическая церковь Польши обратилась к политикам с призывом найти решение для борьбы с мигрантами. Европейский суд по правам человека обязал правительство оказать помощь. До сих пор все апелляции были безрезультатными. Группа находится на белорусской территории.
У заградительной ленты на грязном лугу эколог Михал Штек продолжает искать сигналы мигрантов с помощью бинокля. "В Германии говорят о языковых курсах и работе для беженцев", - рассуждает он, - «В Польше им даже не разрешают приносить им еду и питье. И мне за это стыдно".